Press "Enter" to skip to content

30 главных достопримечательностей Вологодской области

Every year on July 26 the small town of Totma (112 miles northeast of Vologda) celebrates Russian America Day at the same time as Fort Ross in northern California. Why? Fort Ross was founded by Totma native Ivan Kuskov, who in 1808 led a voyage to the shores of western America. After several expeditions, Kuskov founded Fort Ross, and the colony organized a school for Russian and Native American families. He married a local woman who converted to Orthodoxy, returning with her to Totma in 1823. In 1990, the house where Kuskov spent the last months of his life became a branch of the Totma Museum Complex, which has documents and items related to the exploration of California. Today, residents of Totma and Fort Ross have a tradition of showing the tolling of the bells in the churches of Totma and Fort Ross via video link.

10 must-see places in the Vologda Region

A massive ancient kremlin, the medieval Ferapontovo Monastery, legendary Vologda lace, and the home of Russian Santa Claus – this is just a sampling of the amazing northern sites that will capture your heart, and it’s just an overnight train ride from Moscow.

The provincial city of Vologda (300 miles north of Moscow) attracts with its fairy-tale atmosphere, and has many stunning places to visit.

1. The Vologda Kremlin

The Vologda Kremlin.

The white-stone kremlin in Vologda’s center was founded in the mid 16th century, and is one of the city’s most popular sights. The kremlin has the former Bishop’s house, where the local treasury was kept, the Resurrection Cathedral and the St. Sophia bell tower. On the high bank of the Vologda River you can see the monumental St. Sophia Cathedral – the city’s first stone church, which was built by Ivan the Terrible.

Near Kremlin Square is a house museum dedicated to Varlam Shalamov, the author of Kolyma Tales. This is where he was born and lived until 1924.

Another remarkable place on Kremlin Square is Russia’s only Museum of Lace. Vologda lace is famous around the globe, and the museum exhibits pre-1917 clothing, as well as canvases with images of Soviet leaders and modern festive decorations. Read more about Vologda lace.

2. Center of Folk Crafts

Reznoi Palisad Center of Folk Crafts.

The Vologda Region is famous for folk crafts: needleworks , ceramics, and woodcarving. Local masters decorate their houses with carved fences, and one such preserved building became the Reznoi Palisad Center of Folk Crafts. Now, it’s not only an exhibition of ancient crafts but also an active place for meeting local craftsmen.

3. Kirillo-Belozersky Monastery

Konstantin Kokoshkin/Global Look Press

Founded in the late 14th century, the Kirillo-Belozersky Monastery (80 miles north of Vologda) is one of Europe’s largest monasteries, and its walls are more than two kilometers long. The citadel is located on Lake Siverskoye. Ivan the Terrible visited the monastery many times and he even thought to spend the rest of his days here. In Soviet times, the monastery became a museum, and its main task is to preserve the site’s legacy and buildings.

4. Ferapontovo

Fresco by Dionysus with images of warriors Dmitry of Thessaloniki (left) and Mina (right) in the Nativity of the Virgin Cathedral.

Alexey Kudenko/RIA Novosti

Ferapontovo village (about 75 miles north of Vologda) is located on a bluff with a sweeping vista of Lake Borodava. Are lovers will enjoy a visit to the Ferapontov Monastery and its luminous frescoes made in 1502 by Andrei Rublev’s follower, Dionisius , in collaboration with his sons. The frescoes are protected from the severe local climate and still retain a rich palette of colors.

What do the famous Ferapontov frescoes look like?

The Ferapontov Monastery is surrounded by lakes and forests that convey the lyrical beauty of the Russian North.

5. Veliky Ustyug

Veliky Ustyug is the residence of Ded Moroz.

Aleksandr Kondratuk/RIA Novosti

Veliky Ustyug is a town (250 miles northeast of Vologda) that in centuries past was one of the major cities in Russian North. Since 1999, Veliky Ustyug has been the residence of Russia’s Santa Claus – Ded Moroz. The residence (Votchina) is a major tourist attraction in winter holidays, and here any adult can relive his childhood.

Each year, the local post office receives millions of letters from Russian children for Ded Moroz. Children and adults who want to write to Ded Moroz should send letters to:

Veliky Ustyug, Vologda Region

6. Belozersk

Global Look Press

The small town of Belozersk (95 miles north of Vologda) is among the oldest Slavic settlements, known since the 9th century. The town is located on Lake Beloye (White), and in the 15th century a fortress ( kremlin ) was built along with beautiful cathedrals. Thanks to Belozersk’s remote location many of its medieval buildings have been preserved.

In addition to the fortress’ historical significance, its high ramparts offer breathtaking views of the town.

7. Cherepovets

The Vologda Region’s industrial center, Cherepovets (80 miles west of Vologda) is located on the Sheksna River. With a population of 300,000, the city is known as the home of Severstal, one of Russia’s largest industrial enterprises. Nevertheless, the city has more than factories – for example, there are interesting examples of 18th-19th century architecture. The Resurrection Cathedral, the Chapel of St. Nicholas, and the Chapel of St. Philipp Arapskii have been restored and are important cultural and religious institutions.

8. Totma

The Kuskov museum in Totma.

Every year on July 26 the small town of Totma (112 miles northeast of Vologda) celebrates Russian America Day at the same time as Fort Ross in northern California. Why? Fort Ross was founded by Totma native Ivan Kuskov, who in 1808 led a voyage to the shores of western America. After several expeditions, Kuskov founded Fort Ross, and the colony organized a school for Russian and Native American families. He married a local woman who converted to Orthodoxy, returning with her to Totma in 1823. In 1990, the house where Kuskov spent the last months of his life became a branch of the Totma Museum Complex, which has documents and items related to the exploration of California. Today, residents of Totma and Fort Ross have a tradition of showing the tolling of the bells in the churches of Totma and Fort Ross via video link.

9. Ustyuzhna

The town of Ustyuzhna.

The town of Ustyuzhna (200 miles west of Vologda), located on the Mologa River, is known as one of the oldest centers of Russian metalworking.

The town preserved the historical center rather well, and the most remarkable work of religious art here is the richly decorated Church of the Kazan Icon of the Virgin in the town’s main cemetery. It was built in the late 17th century thanks to a donation from the famous merchant, Grigory Stroganov. Another important cultural monument is the 17th century Nativity Cathedral.

10. Vytegra

The medieval town of Vytegra (190 miles northwest of Vologda) is one of the most visited places in Russia, especially attracting tourists who are interested in wooden church architecture.

The town center has substantial brick buildings dating to the turn of the 20th century, including local government offices, merchant houses, schools and churches. Some are still standing today.

If using any of Russia Beyond’s content, partly or in full, always provide an active hyperlink to the original material.

30 главных достопримечательностей Вологодской области

Многие туристы начинают знакомство с Вологодской областью со столицы края, что не удивительно, или с Великого Устюга. Последний может предложить путешественникам не только яркую программу, связанную с Дедом Морозом, но и архитектурные красоты Соборного дворища. Сама же Вологда открывает для гостей двери музеев разной тематики, где особое место занимает Музей кружева – визитная карточка региона.

По области также разбросаны монастыри и природные объекты, мимо которых сложно пройти. Дарвинский заповедник, водопад Падун, иконостас Троице-Гледенского монастыря – каждая достопримечательность стоит потерянного на дорогу времени. Любителям окунуться с головой в прошлое придётся по вкусу визит в одну из старых усадьб или в Древнерусское поселение Сугорье.

Самые интересные и красивые места региона

Список, фото с названиями и описанием достопримечательностей Вологодской области!

Вотчина Деда Мороза

Открыта в 1999 году. Находится резиденция в Великом Устюге на территории соснового бора. Помимо сказочного персонажа, с которым можно встретиться во время экскурсии, гостям предлагают посетить кузницу, ледник – место, где Дед Мороз живёт летом, зимний сад и другие примечательные объекты. Сам же хозяин обитает в двухэтажном русском тереме, где много чудес и тематических комнат.

Кирилло-Белозерский монастырь

Мужской. Основан в 1397 году. Стоит на берегу Сиверского озера. Обитель сыграла свою роль в борьбе между княжествами, а также была местом хранения рукописей. Они вместе с иконами после революции оказались в музеях. С 1924 года монастырь и сам стал музеем, что позволило избежать полного разорения. В конце 90-х возращён РПЦ. Архитектурный комплекс хорошо сохранился, в том числе и иконостас главного храма.

Вологодский кремль

Год основания – 1567. Первоначальная функция – оборонительная. Один из вырытых рвов сейчас является рекой, частично сохранились и другие. В комплекс входят: Софийский собор, Архиерейский двор – часто принимаемый за кремль, колокольня, церковь, когда-то являвшаяся дворцовым храмом. Есть и утраченные объекты, вроде торговых рядов, от которых остался только фундамент.

Ферапонтов Белозерский монастырь

Основан в 1398 году. Находится в Кирилловском районе. Является музеем и подворьем Вологодской митрополии. Архитектурный ансамбль бывшей обители – смешение стилей, так как строительство велось в разные века. В него входят: церкви, колокольня, стены с башнями. Сохранились фрески и роспись стен. Святыни – мощи преподобных. Важный экспонат – Сиверский идол, точный возраст которого установить не удалось.

Картуши в Тотьме

Представляют собой необычный вид орнамента, характерный для барокко. Они нанесены на городские храмы и датированы XVIII веком. Выглядеть могут по-разному: в виде раскрытого свитка, щита. Внутренние поля – кресты, звёзды, цветы и пр. В основном присутствуют на внешних стенах, выступают на треть кирпича. Их появление связано с заимствованиями из культуры других стран, так как местные купцы часто бывали за границей.

Белозерский кремль

Появился в XV веке. Выполнял функции оборонительного сооружения. Во многом не считается утерянным из-за хорошей сохранности земляного вала. На месте бывших башен видны расширения в земле. Всего их было 8. Проводились археологические раскопки. Найденные раритеты пополнили близлежащие музеи. Спасо-Преображенский собор – лучше всего сохранившаяся часть архитектурного комплекса.

Соборное дворище

Храмовый комплекс. Основан в XVII веке. Находится в Великом Устюге. Главный храм – Успенский собор. Его отличительные особенности – семиярусный иконостас, фрески и каменная резьба. Рядом колокольня необычного строения – две башни как будто соединены вместе. Собор Прокопия Праведного известен мироточащей иконой, а также фреской на внешней стене храма. Есть и другие интересные постройки.

Троице-Гледенский монастырь

Упоминается с XVI века. Находится рядом с Великим Устюгом. Не действующий, относится к территории Великоустюгского музея-заповедника. Иконостас обители создавался на протяжении 8 лет. Он золочёный с резьбой разных видов и стилей. Иконы яркие, написаны местными мастерами. При их создании авторы отошли от привычных канонов, изображённые сцены больше похожи на светскую жизнь. Украшен деревянными скульптурами.

Архитектурно-этнографический музей «Семёнково»

Основан в 1979 году. Находится в деревне Семёнково. Площадь – более 12 га. На территории порядка 20 построек: дома, ледник, амбары, баня, часовня и прочие. Имеются как оригинальные дома, так и новоделы. Экспозиция рассказывает о быте местных жителей. Выставки пополняются и сменяют друг друга. Есть подразделы: Музей масла, Музей валенка и т.д. Рядом лес, болото, луг – они тоже часть комплекса.

Водопад Падун

Находится рядом с деревней Сперово. Высота – 1,5 м. Широкий, круглогодичный. Вода падает с шумом, отсюда и название. Под водопадом углубление в 3,5 м. Обитатели этой природной чаши – хариусы. В воде горной речки, на которой и расположен водопад, можно найти останки моллюсков – следы кораллового рифа, существовавшего здесь миллионы лет назад.

Музей кружева в Вологде

Открыт в 2010 году. Занимает здание бывшего Госбанка, который является архитектурным памятником XVIII века. Залы разбиты на отдельные экспозиции и рассказывают о кружевах, как технике, так и стилях, разных периодов и разных стран. На первом этаже расположены павильоны, где принимают временные выставки. Имеются кафе, мастерская, сувенирный магазин, можно купить продукцию местных умельцев.

Усадьба Брянчаниновых

Построена в начале XIX века. Находится в Покровском. Стиль – ранний классицизм, но с некоторыми отличиями от канонов. Здесь вырос епископ Игнатий. На территории усадьбы, помимо главного дома, находятся: церковь, некрополь, сад с прудами, конюшня, погреб. Имеются пристроенные галереи и флигеля. Местный парк – образец ландшафтного искусства. Его стараются сохранить в первозданном виде, опираясь на имеющиеся записи.

Усадьба Хвалёвское

Построена в середине XIX века. Находится в селе Борисово-Судское. Парк простирается на 40 га. После революции здесь открылась школа. В современности Качаловы, изначально владевшие этими землями, вернули собственность своей семьи. Они восстановили усадьбу, облагородили территорию и сделали местным культурным центром. Здесь устраиваются мероприятия и официальные встречи.

Усадьба Батюшковых

Построена в начале XIX века. Находится в селе Даниловское. Одноэтажное здание с надстройками сохранилось в оригинальном виде. Из 14 аллей парка осталось только 6. Местность связана с Куприным, и ему уделено место в экспозиции музея наравне с историей сооружения и биографиями прошлых владельцев. Залы разбиты на зоны по периодам и историческим справкам о важных вехах усадьбы.

Усадьба Галльских

Музей открыт в 1989 году. Находится в Череповце. Экспозиция рассказывает историю знатных родов, которые жили здесь или поблизости. Коллекция включает в себя, как личные вещи владельцев, так и собранные раритеты прошлых веков. Обстановка по большей части осталась неизменной. Рядом – дом-музей крестьянского быта. Имеются интерактивные экскурсии, проводятся мастер-классы.

Национальный парк «Русский Север»

Основан в 1992 году. Находится в Кирилловском районе. Площадь – 1664 км². Имеются озёра, луга, лесные массивы. Помимо природных красот на территории находится много памятников истории и культуры. Туристы могут приезжать, как для беглого осмотра, так и для полноценного отдыха: работает несколько турбаз и детских лагерей, а также охотничьи и рыболовные базы.

Дарвинский заповедник

Основан в 1945 году. Частично расположен в Череповецком районе, частично относится к Ярославской области. Площадь – более 112 тысяч га. В состав входит не только суша, но и прибрежные воды. Территория относится к особо охраняемым. Растительность смешанная, преобладают хвойные леса. Многие растения и представители животного мира занесены в Красную книгу. Особенность местности – торфяные острова.

Спасо-Прилуцкий монастырь

Мужской. Основан в 1371 году. Как часть одноименного села входит в черту Вологды. Обладал обширной библиотекой, сейчас утраченной. После революции был пересыльной тюрьмой. После возрождение обитель дважды посещал Алексий II. В центре архитектурной композиции – Спасский собор. Святыни: мощи, раритетный посох Дмитрия Приуцкого – основателя монастыря, икона «Скоропослушница» и прочее.

Воскресенский собор в Череповце

Построен в 50-х годах XVIII века. От прежнего облика, особенно во внутреннем убранстве, почти ничего не осталось. Был разграблен, восстановлен в начале 90-х прошлого века. Появилась приходская школа и православная библиотека. Иконостас позолотили. Во дворе построено новое здание, где располагается церковная лавка. Святыни собора – мощи преподобных Афанасия и Феодосия.

Горицкий Воскресенский монастырь

Женский. Заложен в 1544 году. Основу комплекса составляют три церкви и хозяйственные постройки. Воскресенский собор – ровесник обители. Покровская церковь и Троицкий собор появились ближе к середине XIX века. Главные ворота крепостных стен выходят на берег реки Шексны. Часть стены обвалилась и нуждается в восстановлении. С давних пор имеется собственный водопровод.

Дом-музей Петра I

Возведён в XVII веке. Находится в Вологде. Пётр I останавливался здесь 5 раз во время визитов в город и проездом. Внутреннее убранство частично сохранено. Музей открыт в 1872 году. Самый старый в городе. Включает в себя экспозицию из примерно 100 предметов. Больше и не требуется из-за скромной площади дома. Экспонаты: личные вещи императора, его посмертная маска, кубок Меньшикова, мебель тех лет и прочее.

Музей «Вологодская ссылка»

Находится в Вологде. Открыт в 2006 году. Экспозиция занимает оба этажа деревянного дома прошлого века постройки. Мини-выставки рассказывают о традиции ссылать в область неугодных, которая началась ещё со времён Василия II. В разные периоды сюда отправляли революционеров, потенциальных бунтовщиков и даже бывших членов советского руководства, например, Вячеслава Молотова.

Музей металлургической промышленности

Находится в Череповце. Открывался в два этапа – в 2015 и 2016 годах, соответственно. Завод «Северсталь» захотел увековечить историю металлургии, в чём помогли ветераны производства. Выставка рассказывает о достижениях, проблемах и планах на будущее. Одна из самых современных экспозиций – «Металлоториум»: участники экскурсии, надев 3D-очки, могут осмотреть виртуальную модель завода в деталях.

Музей «Подводная лодка Б-440»

Открыт в 2005 году. Находится в Вытегре. Из этой местности вышли 5 адмиралов, возможно, поэтому тут и решили открыть столь необычный музей. Лодка полностью переоборудована и доступна для посещения. В экскурсию входит знакомство с выставкой «Навигационные огни» — коллекцией корабельных фонарей. Часть оборудования осталась нетронутой, чтобы дать представление о буднях подводников.

Дом Засецких

Построен в 90-е годы XVIII века. Находится в Вологде. Самое старое здание города. Одноэтажный с мезонином – надстройкой по центру и портиком – крытой галереей. Стиль – классицизм. Отличительная особенность – симметричные большие окна по периметру фасада. Принадлежал дворянскому роду. Раньше здесь хранилась впечатляющая для своего времени библиотека. Интерьер сохранил некоторые оригинальные детали.

Дом-музей А. Ф. Можайского

Открыт в 1986 году. Находится в одноименном посёлке. Экспозиция посвящена отечественному исследователю в области воздухоплавания. Музей расположен в доме, который принадлежал его супруге. Некоторый период жизни Можайский здесь работал. Вторая часть выставки посвящена другим людям, внёсшим вклад в развитие отрасли: авиаконструкторам, пилотам. Рассказывается и о важных изобретениях этой сферы.

Успенская Нелазская церковь

Построена в 1694 году. Учитывая, что она сооружена из дерева, хорошо сохранилась для своих лет. Выделяющаяся деталь – тёмно-зелёная крыша и купола. Церковь имеет несколько ярусов основная часть значительно шире фундамента из-за особенностей архитектуры. Резной декор прослеживается и во внутреннем убранстве, в основном около дверных проёмов. А вот окна маленькие и не имеют облицовки.

«Древнерусское поселение Сугорье»

Находится недалеко от Кириллова на берегу Шексны. На территории комплекса воссоздана атмосфера прошлого. Имеется княжеский двор с сопутствующими постройками. Вдоль берега курсирует ладья, созданная по всем правилам судостроения тех лет. Имеется «Дом викингов», экспозиция «Из глубины веков», постоянно проходят мероприятия фольклорного плана с воссозданием церемоний и даже сражений.

Урочище Опоки

Находится недалеко от деревни с тем же названием и на реке Сухона. Это геологический разлом, уникальный в своём роде. Берега здесь поднимаются вверх на 60 м. Между ними – прореха, очень аккуратная по контуру и также покрытая густой растительностью. Имеются пороги, обрывы и ручьи. Достопримечательность рядом – природный фонтан из артезианских вод. Местность знаменита и тем, что здесь была зона ГУЛАГа.

Село Сизьма

Находится в Шекснинском районе. Известно, благодаря церкви Николая Чудотворца. Построена во второй половине XIX века. После революции временно была закрыта, потом стала использоваться как склад, далее – как сельский клуб. Возвращена РПЦ. Действующая. Главная ценность храма – каменный крест. С ним связана легенда: тяжёлый артефакт приплыл сюда против течения. Реликвия – самообновляющаяся икона.